В свете последних сообщений (*0), может возникнуть
законный вопрос. Если основным отличием мага от обычного человека
является наличие «силы» и умения ее употреблять, почему так так
мало людей могут стать магами? Причем, малая часть не от общего
количества людей (которые, независимо от того, довольны они своей
жизнью или нет, «не станут забивать себе голову подобной чепухой»),
а даже от тех, кто вроде бы интересуются различными системами
развития, чем-то там «занимаются» и пр.?
Казалось бы, умение можно передать. Пусть далеко не каждому,
но ведь должно же найтись некоторе количество достойных людей.
Ну, а сила... Откуда вообще она берется?
В отдельных случаях такая «тонкая» энергия или «сила» может быть
передана человеку другим человеком, как правило его учителем.
Ну, а в основном, эта энергия должна вырабатываться и накапливаться
в организме самого человека. Я хочу остановиться на втором случае.
Этот вопрос достаточно подробно разобран, как известно, в учении
Гюрджиева (*1). По замыслу Природы, «тонкая» энергия, необходимая
для включения и работы высших центров в человеке, а именно тех
«органов», функционирование которых и отличает «магов» всех Традиций,
независимо от того, как их называют, должна вырабатываться в организмах
ВСЕХ людей. По идее, часть ее служит для поддержания жизнедеятельности
самого организма, а «излишек» должен служить топливом для путешествий
в Неведомое, для тех деяний, которые для нынешних людей звучат
как сказки или нелепости.
Однако, благодаря всевозможным ненормальностям, укоренившимся
в окружении и в жизни людей, процесс этот не протекает должным
образом. Эта «тонкая» энергия, хотя и вырабатывается человеком,
но в таких ничтожных количествах, что ее едва (а то и не всегда)
хватает лишь на поддержание обычной жизнедеятельности людей. В
результате этого человек практически лишен того поистине сказочного
опыта, который должен был бы быть его законным наследием.
Существенной частью ненормального функционирования человеческого
существа является то, что колоссальное количество различных видов
энергии он тратит впустую. На что? А на всё. В первую очередь,
конечно, на отрицательные эмоции. Это может быть гнев, вспышка
которого «съедает» за секунды громадное количество ценного «топлива»,
а может быть и длительное раздражение или недовольство, не менее
пагубное. Страх, не только резкий и внезапный, но и длительная
и незаметная боязнь тысяч мелких вещей. Всякого рода отрицательное
воображение, когда люди постоянно опасаются того, что на деле
никогда не происходит (а если и произойдет, то они все равно ничего
не могут с этим сделать), но зато постоянно воображают всевозможные
напасти. Ну, там, зависть, ревность, подозрительность, «плохое
настроение», депрессивные состояния, обиды, претензии и прочая,
и прочая. А сколько энергии уходит на пустые мечтания и воображение,
даже не негативное? На бесконечные диалоги с самим собой? На механические,
автоматические движения и ненужное напряжение мышц? И просто на
действия и деятельности, которые совершенно не нужны, и зачастую
вредны... И др.
Неправильное растрачивание любого вида энергии, являющейся звеном
задуманного Природой процесса «дистилляции», в конечном счете
приводит и к нехватке потенциального конечного продукта, «тонкой»
энергии, Силы. Поэтому человек живет подобно нищему. Ему бы «свести
концы с концами», где уж думать о «путешествии» в Незнаемое! А
как может свести эти концы человек, который немедленно пропивает
любой доставшийся ему рубль?
А поскольку благодаря механическим привычкам и всевозможным идиотским
взглядам, человек, как правило, не в состоянии изменить свое бытие,
то у него нет никакой перспективы накопить силу для Путешествия.
И только единицы могут найти в себе силы идти против своей собственной
механической «природы». И совершенно ясно, почему людям Знания
нет ни малейшего смысла тратить свои силы и время на неподходящих
кандидатов: потому что те все равно не смогут извлечь пользы.
Тем более не имеет смысли давать им «тонкую силу»: ведь те растратят
ее впустую. Это все равно, что дать алкоголику на продукты, а
он тотчас побежит и пропьет все без остатка. А, как уже говорилось,
неограниченного запаса Силы нет ни у кого. И чем выше «уровень»
мага, тем, соответственно, бОльшие задачи стоят перед ним. Поэтому
в этом «бизнесе», как и в обычном, существует закон: «капитал»
вкладываются только в то, что принесет плод, преумножит его. В
Евангелиях эта идея ясно выражена в притче о талантах.
Вот почему во всех истинных Традициях, школах, системах и пр.,
Работа начинается не с «высших» вещей, а с «низших» (или, во всяком
случае, они идут параллельно). Сперва необходимо, чтобы ученик
научился не растрачивать зря энергию. Для этого используются всевозможные
системы и приемы того, что условно называется «воспитанием», «работой
над собой» и пр. То есть, сперва нужно перестать вести себя подобно
идиоту по отношению к своей собственной жизни. Такого рода «воспитание»
можно найти всюду: и в буддийском монастыре, и в суфийском кружке,
и у христианских старцев, и у шаманов. В системе Гюрджиева такого
рода «работе» уделяется основная часть внимания. Если «реторта»
не будет закрыта герметично, Философского Камня не жди...
Естественно, что эта же идея неуклонно проводится в книгах Кастанеды.
«Путь воина», согласно Дону Хуану, является обязательным этапом,
без которого невозможно стать человеком Знания. В различных книгах,
а в собенности в третьем томе, Кастанеда описывает, как Дон Хуан
постоянно объясняет, с самых разных сторон, важность для Карлоса
борьбы с различными сторонами его собственного «идиотизма», и
помогает ему в этой борьбе. Цель этой борьбы – быть неуязвимым,
жить цельной, концентрированной жизнью. Воин должен стараться
как можно меньше зависеть от других людей и, в особенности, от
их мнений, от всякого рода случайностей, и пр. Его жизнь должна
быть «тугой», tight (*2). Закон непреложен: ТОЛЬКО воин может
стать человеком Знания. Впрочем, нет необходимости мусолить эти
вещи, так как это известно всякому, кто читал книги КК.
Только когда воин сможет вести такую жизнь, при которой он залатает
все дыры, через которые может уходить «сила», и прекратятся ее
утечки, он сможет накапливать ее для своей главной цели: Познания.
Конечно, это очень трудно. Но ведь «Дорога в тысячу ли начинается
с одного шага»...
Из сказанного выше не следует вывод, что единственное, что отличает
кандидата, способного к развитию, от неспособного, это работа
над собой. Многие люди выделяются наличием особых способностей
или с рождения, или приобретя их благодаря каким-то обстоятельствам.
«Путь Воина» для одного – это возможность стать магом, для другого
– только приблизиться к таковой возможности. (*3).
Но если повернуть это другой стороной, то для того, чтобы серьезно
хотеть и мочь изменять себя часто и требуется уже иметь в себе
определенные данные., отсутствующие у большинства. Не одно качество,
а определенный их набор должен присутствовать в человеке.
Все равно, в конечном счете выбирает-то Сила...
*
«Путь воина» это этап, так сказать, «законного» Пути. Однако,
существуют и «незаконные». Иногда можно получить доступ к высшим
впечатлениям, минуя тяжелую (а для большинства и просто невозможную)
«работу над собой».
Одним из таких «незаконных» путей является использование психотропных
средств. Они помогают человеку на какое-то время подвести необходимое
«топливо» к высшим центрам. Почему этот путь считается «незаконным»,
не ведущим никуда?
Психотропные средства дают дополнительный толчок процессу «дистилляции»
веществ в человеке и, таким образом, способствуют выработке более
высоких энергий, которые питают высшие центры человека. Эти средства,
как правило, получаются из определенных растений, в которых сконцентированы
некоторые продукты, являющиеся конечным результатом эволюции веществ
организма планеты. Таким образом, в определенных растениях содержится
«тонкая» энергия в более или менее концентрированном виде (*4).
Нередко самой энергии, содержащейся в таких растениях недостаточно,
чтобы быть полноценным топливом для высших центров человека. Но
ее достаточно для того, чтобы дать толчок процессам в организме,
в результате которых высшие виды энергии производятся и включают
работу этих центров. Таким образом, в большинстве случаев психотропные
вещества играют роль как бы «реле», работающих на более слабом
токе, но которые включают более сильный ток в «человеческой батарее».
В результате такого рода «незаконной операции» обычный человек
расходует ряд веществ, необходимых для правильного функционирования
своего организма. Ситуацию такого человека можно уподобить ситуации
бедняка, которые позволяет себе сделать дорогую и, в общем, ненужную
в его положении покупку. Для этой цели он выносит из дома что-то
из своего имущества и продает его. Или он похож на алкоголика,
пропивающего свой и без того убогий скарб.
Если человек делает эту процедуру многократно, то рано или поздно
запасы некоторых веществ истощаются и «машина» в той или иной
степени портится (*5). Возможна и остановка «машины». Но даже
и без крайнего исхода, человек зачастую лишается возможности дальнейшего
гармоничного развития.
Таким образом, вместо налаживания правильной работы своей «машины»,
человек, злоупотребляющий «незаконными» методами, может получать
необычные (в той или иной степени) переживания, оставаясь по сути
таким же слабым, «дырявым мешком». Даже еще слабее, если при этом
устанавливается зависимость от «продукта» или «продуктов», что,
как известно, бывает нередко. Говоря языком Системы, из двух линий
Работы (Знания и Бытия), Бытие не растет. Или можно сказать, что
не развивается воля, способность призывать Намерение, способность
«делать».
Тем не менее, есть люди, которые готовы, вроде бы, платить такую
цену за необычный опыт восприятия – от тупого забалдевания до
«trips». Однако, то, что человек получает, не является Знанием.
Причиной этого является то, что при неготовности «низших» центров,
впечатления от работы высших центров не усваиваются, не кристаллизуются
правильным образом. Многое из высших «уроков», что могло иметь
громадное значение в дальнейшей жизни человека, не запоминается,
стирается, неузнаваемо искажается. И ценнейший, уникальный опыт
во многом может пропасть впустую (*6).
Ситуацию можно сравнить с ситуацией человека, у которого есть
телевизор, но нет денег даже заплатить за электричество в доме.
Ему следовало бы работать, заработать деньги на оплату элекроэнергии,
и он смог бы смотреть свой ТВ. В дальнейшем, он мог бы позволить
себе и кабель, потом специальные программы, потом и pay-per-view,
то есть все то, к чему он стремится. Вместо этого он находит на
чердаке старую ручную динавмомашину. Эх, была – не была! Он подсоединяет
свой телик к машине и крутит ручку. Шум, вспышки, что-то замелькало,
но прежде чем он даже понял, что именно, все погасло. Неясно даже,
на какой канал (общественный, разумеется) он попал и вообще...
Он делает это снова и снова. В конце концов чувствительные схемы
не выдерживают и прибор выходит из строя. Теперь уже ничего не
посмотреть. А ремонт ему тем более не по карману (*7).
Так что можно сказать, что используя такие «незаконные» пути,
человек не только не изменяет своего Бытия, но и не получает,
по сути, и Знания. Разве что «прёт» его в той или иной степени.
Ну что ж, если это и есть его цель, пусть его прёт... Вечный кайф,
говорите? Ну нет, дудки. Так, побалдеть разве что...
Впрочем, в настоящих школах тоже иногда могут использоваться
вещества, меняющие восприятие человека. Это делается для той же
цели, для которой Дон Хуан давал их Карлосу. Цель – «выбить» человека
из привычной колеи, нарушить его, кажущуюся ему незыблемой, картину
мира. Позволить переоценить свои ценности. Дать заглянуть «за
занавес». Такое «заглядывание» может вызвать в человеке неугасимый
интерес, желание добраться «туда». Это дает ему силу работать
над собой вопреки своим механическим привычкам и лени. Превращает
его сперва в «охотника» за Силой, а затем и в воина.
Но в основном вещества используются в «трудных» случаях. Гораздо
более часто высший опыт дают человеку просто «подключением» его
к источнику энергии. Зачастую его учитель или бенефактор передает
ему некоторое количество имеющейся у него необходимой энергии.
Ученик или кандидат может быть уведомлен о таком опыте или нет,
этот опыт может происходить в специальной ситуации или быть посланным
во время ночного сна. Учитель может «просто» подцепить ученика
своей Силой и взять его в необыкновенное путешествие, показать
другие места, времена, миры. Это как богатый человек возьмет бедняка
на «пир» в дорогой ресторан и угостит его необычайно вкусными
блюдами. Такой опыт запомнится навсегда...
Но такие вещи делаются, понятно, не часто. Ведь цель – научить
младшего САМОМУ достигать высот, а не тащить волоком за собой.
И еще одна вещь, которая является коренным различием между «школьным»
опытом и самодеятельностью. «Старший товарищ», вовлекая «младшего»
в необычный опыт, полностью КОНТРОЛИРУЕТ ситуацию - как внешние
ее проявления, так и восприятие своего подопечного (*8). Только
тогда Путешествие является полноценным и максимально полезным,
когда оно имеет цель и маршрут, а не когда незадачливого «экспериментатора»
заносит неизвестно куда. Не имея направления, говорил Дон Хуан,
человек видит кучу чепухи. Что еще он может видеть без направления?
Исходя из вышесказанного должно быть понятно, почему во всех
подлинных Традициях развития в гуще жизни (*9), есть свой «Путь
Воина». Правда, он только для тех, кто готов принять вызов (*10).
А таких немного...
Олсуфьев
================================
*0 Предыдущие сообщения редактируются и должны скоро быть выложены
на сайт
*1 Успенский П. Д. «В поисках чудесного»
*2 Найди воина в себе («Свет на Пути»)
*3 Если говорить об одаренных к развитию людях с «энергетической»
точки зрения, то их отличает, в числе прочего, наличие бОльшего
количества энергии, их энергия другого качества (это проявляется
в ее свечении, что очевидно для видящих), их энергия более подвижна
и управляема (что связано и с тем, что у них меньше «буферов»
и эти буфера не так крепки) и пр.
*4 В более слабом виде аналогичный эффект могут оказывать алкоголь,
чай, кофе, элеутерококк и другие вещества, дающие «кайф».
*5 Типичным примером является истощение в результате злоупотребления
некоторыми веществами энергии, известной в Системе как «Си 12»
пищевой октавы, на котором должен работать сексуальный центр.
*6 См. Сообщение «О мистическом опыте»
*7 Может, не вполне удачный пример, можно найти и получше.
*8 Важность этого пункта неоднократно упоминается в книгах Кастанеды.
*9 Речь идет о Путях без ухода в изоляцию (да и не только о них,
в общем-то)
*10 «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен
путь, ведущие в погибель, и
многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в
жизнь, и немногие находят их.» (Мф.
7,13-14)