Практики
Реализация принципов
безупречности.
Даосские притчи.
Притча 22
Великая Чистота спросила у Бесконечности:
- Знаешь ли ты, что такое путь?
- Я не знаю, - ответила Бесконечность.
Великая Чистота спросила о том же у Hедеяния:
- Я знаю, - ответило Hедеяние.
- Если ты знаешь путь, то скажи владеет ли он судьбами?
- Владеет.
- Какие же у него судьбы?
- Из тех, что я знаю, могут быть благородные, могут быть презренные,
могут быть соединенные, могут быть разделенные. Вот судьбы пути,
которые мне известны.
Об этих словах Великая Чистота спросила у Безначального:
- Кто же из них прав, а кто не прав? Бесконечность ли со своим
незнанием, или Hедеяние со своим знанием?
- Hезнание глубже, а знание мельче, - ответило Безначальное. -
Hезнание внутреннее, а знание - внешнее.
И тут Великая Чистота со вздохом сказала:
- Тогда незнание - это знание? А знание - незнание? Но кто же
познает знание незнания?
- Путь неслышим, - ответило Безначальное, - если слышим значит,
не путь. Путь невидим: если видим, значит, не путь. Путь не выразить
в словах; если выражен, значит, не путь. Кто познал формирующее
формы бесформенное, понимает, что путь нельзя назвать.
- Те, кто спрашивают о пути, и отвечают о нем, не знают пути,
- продолжило Безначальное. - Пусть даже спрашивающий о пути еще
не слышал о нем. О пути нельзя спрашивать, на вопросы о нем нет
ответа. Спрашивающий о том, о чем нельзя спросить, заходит в тупик.
Отвечающий на то, на что нельзя ответить, не обладает внутренним
знанием. Тот, кто, не обладая внутренним знанием, ожидает вопросов,
заводящих в тупик, во внешнем не наблюдает вселенную, во внутреннем
не знает первоначала. Вот почему таким не взойти на гору Союз
Старших Братьев, не странствовать в великой пустоте.