Практики
Реализация принципов
безупречности.
Даосские притчи.
Притча 29
Конфуций встретился с Лаоцзы и
заговорил о милосердии и справедливости.
- Если, провеивая мякину, засоришь глаза, - сказал Лаоцзы, - то
небо и земля, все четыре страны света поменяются местами. Если
искусают комары и москиты, не заснешь всю ночь. Hо нет смуты большей,
чем печаль о милосердии и справедливости - она возмущает мое сердце.
Если бы вы старались, чтобы Поднебесная не утратила своей простоты,
вы бы двигались, подражая ветру, останавливались. возвращаясь
к природным свойствам. К чему же столь рьяно, будто в поисках
потерянного сына, бьете во все неподвижные и переносные барабаны?
Ведь лебедь бел не оттого, что каждый день купается; а ворона
черна не оттого, что каждый день чернится. Простота белого и черного
не стоит того, чтобы о ней спорить; красота имени и славы не стоит
того, чтобы ее увеличивать.
Когда источник высыхает, рыбы, поддерживая одна другую, собираются
на мели и стараются дать друг другу влагу дыханием, слюной. Но
лучше им забыть друг о друге в просторах рек и озер.
Повидавшись с Лаоцзы, Конфуций вернулся домой и три дня молчал.
- С чем вы, учитель, вернулись от Лаоцзы, - спросили ученики.
- Hыне в нем я увидел Дракона. - ответил Конфуций. - Дракон свернулся
в клубок, и образовалось тело, расправился, и образовался узор,
взлетал на облаке, на эфире, кормился от сил жара и холода. Я
разинул рот и не мог его закрыть. Как же мне подражать Лаоцзы!
- В таком случае, - спросил Цзыгун, - не обладает ли тот человек
неподвижностью Покойника и внешностью Дракона, голосом грома и
молчанием пучины, не действует ли подобно небу и земле? Не удостоюсь
ли и я, Сы, его увидеть? - и от имени Конфуция Цзыгун встретился
с Лаоцзы.
Лаоцзы только что уселся на корточки в зале и слабым голосом промолвил:
- Годы мои уже на закате, и я ухожу. От чего вы хотите меня предостеречь?
- Почему только вы, Прежде рожденный, считаете, что три царя и
пять предков не были мудрыми? - спросил Цзыгун. - Ведь они управляли
Поднебесной по-разному, слава же им выпала одинаковая.
- Подойди, поближе, юноша, - сказал Лаоцзы. - Почему ты считаешь,
что управляли по-разному?
- Высочайший передал власть Ограждающему, Ограждающий Молодому
Дракону, - сказал Цзыгун. - Молодой Дракон применял силу физическую,
а Испытующий - военную. Царь Прекрасный покорился Бесчеловечному
и не смел ему противиться. Царь Воинственный пошел против Бесчеловечного
и не захотел ему покориться. Поэтому и говорю, что по-разному.
- Подойди поближе, юноша, - сказал Лаоцзы. - Я тебе поведаю, как
управляли Поднебесной три владыки и пять предков. Желтый Предок,
правя Поднебесной, привел сердца людей к единству. Когда родители
умирали, дети их не оплакивали и народ их не порицал. При Высочайшем
в сердцах людей Поднебесной появились родственные чувства. Если
из-за смерти своих родителей люди придавали меньшее значение смерти
чужих родителей, народ их не порицал. При Ограждающем в сердцах
людей Поднебесной зародилось соперничество. Женщины родили после
десяти лун беременности, дети пяти лун от роду могли говорить;
еще не научившись смеяться, начинали узнавать людей и тогда стали
умирать малолетними. При Молодом Драконе сердца людей Поднебесной
изменились. У людей появились страсти, а для применения оружия
обоснования; убийство разбойника не стали считать убийством. Разделили
на роды людей и Поднебесную для каждого из них свою. Поэтому Поднебесную
объял великий ужас. Поднялись конфуцианцы и моисты. От них пошли
правила отношений между людьми, а ныне еще и отношений с женами.
О чем еще говорить! Я поведаю тебе, как три владыки и пять предков
наводили порядок в Поднебесной. Называется - навели порядок, а
худшего беспорядка еще не бывало. Своими знаниями трое владык
наверху нарушили свет солнца и луны, внизу - расстроили сущность
гор и рек, в середине - уменьшили блага четырех времен гола. Их
знания более ядовиты, чем хвост скорпиона, чем зверь сяньгуй.
Разве не должны они стыдиться? Ведь не сумев обрести покой в собственной
природе, они сами еще считали себя мудрецами. Они - бесстыжие!
Цзыгун в замешательстве и смущении остался стоять на месте.