Реклама? Что же это уже, уважаемый, и буддисты Китая попали в опал. Тая - ти может подтвердить.
Она видела фотку радужного тела.
Давайте почитаем слова русского человека, прошедшего полную инициацию в линии Чоклинг Терсар.
А.М.: При этом идея физического бессмертия каким образом трактуется в той традиции, которой Вы себя сейчас посвятили?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мы всегда говорим о том, что тело смертно. И даже наш Учитель, который достиг полного просветления, решил продемонстрировать непостоянство этого мира, когда ушел из своего тела в 80 лет. Если вас интересуют такие истории, то были моменты, когда практикующие реализовывали так называемое радужное тело. Их физическое тело растворялось либо в радужном свете, либо исчезало вообще; а их ум продолжал существовать на тонком плане – на уровне тонких энергий. Были также случаи, когда практикующие в результате практики шаматхи (долгая и сосредоточенная концентрация) достигали такого состояния, когда их ум консервировался в теле, и тело не могло умереть, не могло разрушиться. С одной точки зрения их можно было бы назвать уже мертвыми, но с другой - их ум не покидал тело, и они были живыми. Я один раз сам видел ламу, который после смерти находился в позе медитации 17 дней, и его ум не покидал тело, несмотря на все физические признаки смерти. Это зафиксировали западные врачи, которые его обследовали. Более того, в буддистских странах можно встретить такие монастыри, где хранятся монахи, которые считаются давно ушедшими, но у них также не разлагается тело, поскольку (как мы считаем) в нем содержится ум. Например, в Таиланде в одном монастыре можно встретить монаха, который 30 лет после смерти сидит в позе медитации, а в Шри-Ланке - несколько сотен лет.
А.М.: Вы сами почувствовали некие сверхспособности на своем уровне (или на более высоком уровне)? Есть же предания и легенды о том, что есть люди, которые могут останавливать дыхание, сидеть без пищи десятилетиями - такие примеры вроде бы задокументированы. Некоторые говорят, что есть возможности левитации, т.е. полетов наяву. Как с этим быть?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, я, безусловно, верю в существование этих способностей; я с ними сталкивался не раз. Я не видел непосредственно как люди левитируют, но знаю, что там, где я делал второй ретрит, рядом находился ретритный центр одного ламы, где одна монахиня по прошествии 7-ми лет могла заниматься левитацией, т.е. могла сидеть медитировать в воздухе. Я видел другие примеры сверхъестественных способностей. Например, высокие ламы могли надолго задерживать дыхание. Они могли обходиться без сна на протяжении нескольких лет; могли обходиться без пищи; они могли читать мысли других, причем очень просто. Они могли появляться (это уже мои наблюдения) в тех местах, где их совсем не ждали …
А.М.: Перемещаться в пространстве?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, перемещаться в пространстве. По моим наблюдениям это было в пределах одной местности: я абсолютно точно знал, что тот лама, например, сейчас находится в 3-х километрах от меня, и тут он возникает передо мной! Но я хочу сказать, что эти сверхспособности, которые на санскрите называются сиддхи, не являются первоочередной целью духовной практики. Это побочные или второстепенные эффекты, которые обозначают правильное продвижение по духовному пути. Если мы будем стремиться только к достижению сверхспособностей, то мы никуда не продвинемся на самом духовном пути.
А.М.: У меня есть друзья в США, которые пытаются достичь каких-то сверхъестественных способностей; они говорят, что духовная сторона их интересует меньше. Какое отношение к таким людям у настоящих буддистов?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Мы относимся с сожалением к таким людям.
А.М.: Они могут достичь сверхъестественных способностей?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, они могут достичь. Не секрет, что многие нормальные люди без каких-либо духовных практик с рождения обладают определенной степенью ясновидения, могут быть шаманами. Есть люди, которые могут быть оракулами. Для этого требуются наработки из прошлой жизни, в которые мы верим в буддизме. Многим людям, у которых есть такие наработки из прошлой жизни, несложно посредством всего лишь небольшого времени духовных практик очень быстро развить в себе эти сверхспособности. Просто если они остановятся только на этом и начнут их использовать для того, чтобы получать выгоду, то никакого дальнейшего продвижения у них не будет. Я почти уверен, что в их душе духовный рост, развитие не только остановится, но и пойдет в обратную сторону.
А.М.: Как Вы прокомментируете тот феномен, о котором мы неоднократно говорили в наших радиопередачах на Маяке и на Радио России и сделали фильм, который наконец-то Первый канал показал, - это феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигилова.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я вкратце знаю об этой истории. Я сам не видел тела этого ламы, но представляю довольно отчетливо, о чем идет речь. Буддистские мастера, которые достигают высокой духовной реализации или постижения, могут в момент смерти оставаться в своем теле. На самом деле существуют совершенно различные виды покидания этого бренного мира такими мастерами. Они могут не только оставаться в теле, они могут просто исчезать полностью.
А.М.: Исчезать, т.е. дематериализоваться?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Дематериализоваться полностью. Они могут также реализовывать так называемое Радужное Тело, т.е. превратиться в облако света, которое потом также исчезает. Или есть так называемое Радужное Тело Великого Переноса (Великой Трансформации), где тело не исчезает полностью, но превращается в тонкие энергии и остается существовать на очень тонком энергетическом плане в этом мире.
А.М.: То есть, феномен Итигилова – это просто свидетельство высокого уровня его духовного развития?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Да, это, безусловно, свидетельство высокого уровня его духовного развития. Продолжая эту тему, я могу сказать, что такое состояние на тибетском языке в тибетском тантрическом буддизме называется Тугдам. Перевести дословно на русский язык это невозможно; если перевести по слогам, то это будет «святое сердце». Причем, слово «туг» может переводиться и как реализованный, постигший ум. Существуют два различных типа Тугдама. Первый – то, о чем у нас идет речь, когда мастера занимаются практикой шаматхи (пребывание в покое). Они достигают иногда такого уровня, когда вся мыслительная и эмоциональная активность полностью исчезает, угасает до нуля; вместе с этим прекращается и всяческая физическая активность в теле. Тело как бы умирает, но не разлагается; ум как бы умирает, но не уходит из тела – он законсервирован в этом теле. В таком состоянии человек может находиться не только десятилетиями, но и столетиями. Я слышал, что в Шри-Ланке хранят тела таких монахов, которым уже по 2 тысячи лет. Я их не видел сам, но слышал от людей.
А.М.: А что Вы видели сами?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я видел, как мои собственные Учителя в Непале после смерти находились в состоянии Тугдама. Но это другой тип Тугдама, и мы называем его соответствующим полному просветлению. В этом состоянии мастер пребывает недолго, это может быть от одного дня до месяца. Он его покидает, и мы не считаем, что это полная физическая смерть, потому что его ум остается в теле, его кожа остается нетронутой, слегка теплой; в районе сердца ощущается тепло, его суставы гнутся, у него могут расти волосы и ногти. Он может сохранять такой же оттенок кожи, как и живой человек. Когда это тип Тугдама прекращается, то наступает полная смерть, мастер покидает тело. Его ум смешивается с абсолютным просветленным умом или с природой явлений. По окончании такого Тугдама из правой ноздри такого мастера истекает красная капля, а из левой вытекает белая капля. Это символизирует мужское и женское начало, которое присутствует у нас в теле: одно – в районе пупка, другое – в районе чакры на голове. При таком Тугдаме, о котором мы говорим, у Хамбо ламы Итигилова, вероятно, еще не наступило. Там не произошло окончание этого Тугдама, он продолжается.
А.М.: Вы думаете, что этот процесс продолжается, и что-то происходит и сейчас?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Я думаю, что он продолжается. Мне нужно посмотреть самому на это тело, прежде чем делать окончательный вывод. В тибетском тантрическом буддизме также существуют методы, которые довольно секретны, но они позволяют таких мастеров выводить из этого состояния. Этот метод описывается, как «оживление Риши» (с санскрита переводится как святой). Для этого тело данного мастера погружают в теплый соляной раствор, желудок полностью наполняют специальным раствором, чтобы придать тепло снаружи и изнутри. Этот раствор состоит из особых секретных ингредиентов, которые также недоступны нам. Вначале ему на ухо начитывают мантры, что занимает много времени (до нескольких часов), потом его медленно и осторожно начинают выводить из этого состояния, прочтя ему определенные энергетические мантры, зарядив его энергией. А затем его выводят из этого состояния. Бывали такие случаи, когда в Тибете выводили из такого состояния лам, которые находились в нем 30 и 300 лет. Но когда человека выводят из этого состояния, он умирает практически в течение часа или нескольких часов.
А.М.: А в течение нескольких часов он ходит, разговаривает?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Ходить он вряд ли сможет, потому что никакой силы в теле не осталось. Но я думаю, что он может говорить.
- Извините за такой наглый вопрос. Скажите, пожалуйста, за время пребывания на Тибете что главного Вы узнали именно про себя, почувствовали подсознательно?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Очень хороший вопрос. Я почувствовал, что внутри меня существует огромный просветленный потенциал, огромные силы, которые действительно могут пробудиться, если правильно с ними работать. Я понял, что, считая себя совершенным или правильным в своей прошлой жизни, глубоко заблуждался. Я понял, что нет предела совершенству, увидел тех великих мастеров, с которыми встречался, и которые показали пример - чего можно достичь на этом духовном пути. И я сделал выводы, что мне нужно просто отказаться от многих моих прошлых стереотипов, клише, штампов и взять этот просветленный духовный потенциал, который заложен в каждом из нас, и начинать медленно и упорно работать с ним.
А.М.: Такого рода пути ведь несовместимы с современной техногенной цивилизацией в России или на Западе? Человек же должен ходить каждый день на работу; семья, дети … Все же не могут уйти в ретрит.
Лама Сонам ДОРДЖЕ: Все, безусловно, не могут уйти в ретрит, я и не советую всем это делать. На самом деле жизнь с ретритом не совместима. В буддизме есть такая поговорка: пытаться заниматься этими двумя вещами - это как помещать огонь и воду в один контейнер, или пытаться шить иглой, у которой два конца. Но если мы будем заниматься правильно и аутентично практикой медитации, это во многом будет нам помогать в обычной техногенной, технократической, мирской жизни. Это будет помогать нам более эффективно использовать ресурсы нашего ума; более эффективно действовать и взаимодействовать с людьми; быть более спокойными, чувствовать больше гармонии внутри и снаружи. И если мы сможем развиться на своем духовном пути до такого уровня, что осознаем природу своего ума (в буддизме это высший уровень медитации) и достигнем стабильности в этом, то в таком состоянии мы можем совмещать все наши любые активности, любую работу вместе с состоянием медитации.
А.М.: Вы сказали важную фразу, что цель – понять природу ума. А в чем ум и наше сознание? Какие у Вас есть наблюдения? Что такое наш ум?
Лама Сонам ДОРДЖЕ: У меня нет никаких личных наблюдений, за исключением тех, которые я получил от своих Учителей. К сожалению, я не могу распространяться именно на эту тему, потому что она считается самой тайной и самой закрытой в буддизме. Если обозначить словами, то наш ум – тот, которым мы оперируем в обычной жизни, с точки зрения буддизма, является неоптимальным уровнем или способом функционирования сознания. Неоптимальным и нечистым. Это самый поверхностный, самый грязный и омраченный уровень сознания, который можно очищать до бесконечности. Суть или сущность этого обычного ума мы называем природой ума. Если мы ее постигнем, сможем сделать переживания природы ума нашим стабильным состоянием, то мы достигаем состояния Будды, состояния просветления. Достичь этого состояния очень просто. Это не означает, что один стал Буддой, и никто иной не может. Каждый из нас может стать полностью просветленным существом - Буддой, если постигнет свою природу ума. Природа ума по своим характеристикам заключается в единстве пустоты и ясности с присутствием и осознаванием.
К чему же приводит практика йогов (небуддистов) Индии (не Китая)? И что продемонстрировал упомянутый Йогананда?