Часто спрашивают о базовых понятиях что такое сознание, что такое восприятие и т.п. Публикую тут описания.
Сознание
Сознание может быть использовано и объяснено в рамках теософии и буддизма или индуизма. Все они имеют общий корень из ведической философии. Теософия вобрала свое понимание сознания оттуда. Сознание в первую очередь это природа или сущность способная к восприятию и осознанию каких-то импульсов или явлений. Это впервую очередь некий принцип. Принцип восприятия и осознавания. В теософии, я уже приводил схему он обозначен как буддхический принцип, от санкритского слова Буддхи - обозначающий по переводу разум и интеллектуальное начало. Однако здесь стоит понимать это не как ум (мышление), а как разум, в контексте просветленного ума. В годы составления перевода в философии разум обозначал состояние осознанного ума. В современном контексте я бы переводил это как Сознание. В большинстве литературы йогической, буддисткой, используется именно термин сознания. Кто эту литературу читал, у него уже этот термин вопросов не вызывает никаких.
Во вторую очередь термин Сознания это часть сущности человека, если брать его как отдельный элемент обладающего некой индивидуальной частью сознания, которая присутствует в человеке как Высшее Я. Если рассматривать личность человека то она будет включать в себя три нижних центра сознания - физический мозг, астральный центр чувств - эго, и ментальный - ум. Они представляют собой форму через которую внутреннее сознание человека, его сущность, Высшее Я, способно сконценцентрироваться и воспринимать какие-то импульсы. Например импульсы ума в виде мыслей или воображения, идей. Или импульсы чувств и эмоций. Или импульсы тела, руки, ноги, мышцы, кожа.
Сами по себе эти нижние центры не осознают ничего. Они могут только ощущать и передавать импульс. Среди них только ум способен понять что это за импульс и идентифицировать его. Но это понимание не есть осознание. Это просто активность мышления и идентификация с прежним опытом и памятью. А при наличии активного Сознания, возникает восприятие, осознавание происходящего. Соответственно сознание может находится в бессознательной пассивной фазе, просто присутствие, без осознавания. И в активной фазе, когда происходящее очень четко и ясно осознается. В обычной социальной среде это состояние осознанности часто проскальзывает при описании вдохновения или творческого процесса, ему характерно некое возвышенное ощущение и ощущение ясности происходящего.
В буддизме и в йоге, существуют практики направленные на развитие Осознанности. В основном это медитации, при которых создаются условия для того чтобы сознание вступало в активную фазу, активизировалось и происходит процесс созерцания, осознавания, осознанного наблюдения. Либо внутри человека, во внутреннем мире, когда идет практика связанная с состояниями сознания. Либо созерцание направлено во вне на рассмотрение какого-то объекта - мандалы, диаграммы, свечи, камня, воды.
Таким образом. В основном я использую Сознание как обозначение индивидуального Высшего Я, как способность и как объект по отношению к личности человека. Предположим что у человека есть душа, как объект. Внутри нее находится некая энергетическая субстанция или поле, и оно является сознанием. Тем самым высшим я, которое может идентифицировать себя как сущность, или существо нематериальной природы. Существо находящееся внутри души. А душа соединена с телом, астральным телом и ментальной сферой (ум).
Кроме этого, сознание как принцип, по буддизму и не только является природой Будды, которой пронизано все живое. За счет этой природы растения могут ощущать тепло, животные могут ощущать температуру, касание или свои эмоции и ощущения. Сгущение этой природы Будды в животном имеет больший объем чем в растениях, мельчайшие частицы или объемы этой природы присутствуют в неорганической материи, камнях, кристаллах, веществе.
То есть, кроме сознания человека, может быть сознание животного, но там оно присутствует не в активной фазе, а в пассивной. Кроме живых отдельных существ, считается что сознание может быть и у планеты, а точнее есть. По буддисткому и ведическому мировоззрению, сознание планеты существует как отдельное поле сознание. Мы люди существуем внутри него как внутри поля. Так же сознание есть и у других планет, как некая сфера-поле. Так же оно существует на макро уровнях, в виде звезд или в виде галактики или Вселенной.
Кроме того существуют высшие уровни Сознания. Которые являются более тонкими и менее ощутимыми человеком в силу сложности настройки. Это атмичекий и монадический уровень. Считается что есть атма - первопричина жизни, некая божественная искра, которая дает жизнь сознанию человека например. Или большая групповая душа, которая называется монада. В подробности атм и монад я вдаваться не буду, они описываются в теософии, в эзотерическом буддизме и в йогической эзотерике.
Состояние сознания
Состояния сознания описываются хорошо в буддизме, в разных его течениях, Хинаяна, Махаяна, Ваджраяна. Они могут немножко отличаться в силу разницы традиций, но во многом схожи.
Состояние сознание - как словосочетание используется обычно для объяснения какой-то настройки состояния. Например, активная или пассивная фаза. Ясное сознание - это активная проясненная фаза, и это состояние в котором находится сознание. Сознание может находится в состоянии омрачения, когда оно не ясное, а затемненное, отягощенное, или забитое в плане плотности, какими-то другими ощущениями. Обычно сознание омрачается кучей чувственных или ментальных впечатлений. Например во время стресса и усталости сознание омрачено негативными переживаниями ума и эмоций.
Состояния сознания иногда перечисляются в контексте разных уровней практики в буддизме. Это специфические трактовки направленные на объяснения тем, кто может на них сконцентрироваться, понять принцип и настроится на это состояние. Например, одно из редких - состояние отсутствия я, или состояние единства с бесконечностью, или состояние небытия. Все это вещи выходящие за рамки форумного обсуждения, могут вызвать много вопросов или претензий к неточности описания, в силу их сложности перевода для понимания ума. Некоторые из этих состояний доступны только глубоким внутренним ощущениям и не могут быть поняты или проанализированы умом, в них нет логики, нет таких свойств, которые ум мог быть зафиксировать по привычным ему критериям.
Большинство практик с разными состояниями сознания начинаются только после того как привычный ум будет успокоен, когда мысли не будут мешать внутреннему процессу восприятия или не будут мешать созерцанию, медитативному восприятию предмета медитации.
При дальнейших концептуальных вопросах, я буду вас отсылать к первоисточникам и текстам буддистов или йогов. Если какие-то мелкие детали, могу ответить сам прямо тут.
Личность - как состояния сознания изменяют личность?
Это структура из трех нижних центров сознания. Тело + эго + ум. Личность содержит представления о себе, представления о своих качествах, некую память происходившего с ней и некоторый объем знаний и представлений о мире - картина мира. Это набор как личных представлений так и знаний из школьной, университетской программы, прочитанное в книгах или увиденное в фильмах. Некий объем памяти и информации - в общем картина мира человека.
Состояние сознания относятся больше к сознанию, чем к личности. Однако само сознание может проводить осознанные изменения в личности, менять картину мир, осмыслять представления о тех или иных процессах жизни, или строения тела, строения психики, строения мира. В процессе осознания закладывается новая или переосознается старая информация. Сознание способно ощущать психику ( эго + некоторые функции ума, настройки ума) и находить в нем блоки или какие-то недоработки, которые может оптимизировать или устранять, освобождая личность от каких-то проблем, страхов, переживаний, сомнений и беспокойств. Сознание может настроится на уровень чувств и намеренно вызывать какие-то эмоции или чувства. Сознание может сконцентрироваться на теле и вызывать приток крови или энергии в какую-то область, например практика цигун или рейки, являются результатом воздействия сознания на тело.
+ Бонус
Однако, практика направлена не на все перечисленное, Практика направлена на избавление от привычного восприятия, для перехода в фазу постоянного созерцания происходящего и ощущения вне личностного восприятия, чтобы не затрагивать и не включать активность ума и эмоциональную активность. Существование личности воспринимается как некое неосновное, а дополнительное явление. В силу наличия эго и инстинктов, личность часто мешает практике развития сознания, стягивая внимания или стягивая концентрацию с осознанности на рефлексию.